8 ноября - Откровенный разговор: Старые и новые вызовы к Закону о внутренней миграции в Кыргызстане

 

АНПО «Эдвокаси Центр по Правам Человека» на протяжении 5 лет работает по вопросам внутренней миграции в городе Ош. За это время было сделано немало. Координатор проекта «Продвижение решений проблем внутренних мигрантов на юге Кыргызстана» Улан  Бекмуратов рассказал о проблемах и перспективах работы в этом направлении.

 

 

 

 - Что касается проводимых работ «Эдвокаси Центра по Правам Человека» совместно с мэрией города Ош и паспортным столом, у нас наметилась очень положительная динамика. Есть ряд вопросов, которые мы не могли решить длительное время. Были проведены  более 4 круглых столов , 2 тренинга по вопросам продвижения прав внутренних мигрантов. За это время с 2012 года изменились нормативные акты, это Закон о внутренней миграции, а также Положение о регистрации внутренних мигрантов.

 

До получения статуса независимости для суверенного Кыргызстана существовал институт прописки. Соответственно, основной нагрузкой по регулированию и контролю наличия прописки и регистрации занималась милиция. Она объявляла паспортный режим, многие помнят, как проверяли паспорта и регистрацию на улицах и в общественных местах, на рынках, могли заходить в общежития, проводить квартирные обходы и проверить регистрационный учет. Соответственно они составляли протоколы, за отсутствие регистрации грозило штрафом, и составлялись протоколы об административной ответственности. Некий учет граждан обеспечивался.

 

На сегодняшний день в независимом Кыргызстане отменен институт прописки. Соблюдаются принципы демократии, основным из которых является соблюдение прав человека. Не продуманы обеспечительные механизмы по регистрационному учету граждан до сегодняшнего дня. Могу утверждать, что на сегодняшний день, до 2017 года  не представлены механизмы в Законе о внутренней миграции и Положение о регистрации временной регистрации. Они также не отвечают сегодняшним требованиям. Государство не ведет учет внутренних мигрантов, нормативные акты формальны и не работают.

 

 

Основная цель нашего проекта по «Продвижению решений проблем внутренних мигрантов на юге Кыргызстана», то это защита и продвижение интересов внутренних мигрантов. Это необходимо для обеспечения доступа к основным бесплатным услугам от государства, независимо от того, где бы он не находился внутренний мигрант, к примеру переехав из Алай в Бишкек или Баткена в Джалал-Абад. У внутреннего мигранта есть право на получение государственных услуг и должен быть обеспечен беспрепятственный и равный доступ для получения этих услуг. Например, для оформления ребенка в школу или детское дошкольное учреждение, при обращении за медицинской помощью в поликлинику или за любой другой государственной услугой.

 

 

Также в Конституции, как основном законе и в Законе о внутренней миграции указано, например, в Статье 6 указывается «каждый гражданин имеет право на свободу передвижения». Допустим в Статье 10 написано «что каждый гражданин пользуется правами и свободами, гарантированными Конституцией, а также отсутствие факта регистрации не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан». Фактически, на практике нам это мешает и получается что государство не гарантирует соблюдение этих статей из Конституции для внутренних мигрантов. Получается в документах на бумаге одно, а на практике совсем другое.

 

Так, если гражданин осуществляет переезд из одного населенного пункта в другой, скажем из села в город, прежде чем зарегистрировать временную регистрацию по месту фактического проживания, ему необходимо получить информацию о процедурах регистрации. Это создает определенные препятствия для внутренних мигрантов.

 

 

Подводные камни в законодательстве

 

 

На практике получается так, что внутренний мигрант по разным причинам может знать или не знать, что ему при переезде из одного населенного пункта в другой надо пройти регистрацию. То он должен проделать следующий механизм:

  • Изучить Закон о внутренней миграции,
  • Свериться с Положением о регистрации внутренних мигрантов.
  • Обратиться в Центр обслуживания населения
  • Получить бланк «Заявление»
  • Получить бланк «Талон ОШ»
  • Предоставить копию паспорта (ID-card)

 

Человеку, желающему пройти регистрацию первоначально необходимо самостоятельно ознакомиться со всеми документами, изучить механизмы и процедуры. Сверить Закон о внутренней миграции и посмотреть в Положении как он должен поступать.

 

Но в этих законах есть противоречия. Например, в пункте 3 Положения о регистрации внутренних мигрантов говорится «человек находится на территории свыше 40 календарных дней, то в течение 5 суток он должен зарегистрироваться по месту фактического пребывания».

 

Также в Положении в пункте 26 опять говориться про необходимость регистрации в течении 5 календарных дней. В свою очередь в Законе о внутренней миграции в статье 17 говорится о 45 днях, в течение которых человек должен пройти процедуру регистрации. Возникает справедливый вопрос – «зачем столько повторений, которые сбивают с толку при попытке разобраться в вопросе как проходить процедуру временной регистрации?». Возможно, есть необходимость пересмотреть эти нормативно-правовые акты, доработать, убрать дублирующие моменты и дать для использования более выдержанный вариант.

 

Также, например, в Положении о порядке регистрации говорится: «Для того чтобы зарегистрироваться, гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства и по месту пребывания». Однако для того, чтобы дается ссылка на 9 из Закона о внутренней миграции. Человеку создается неудобство, он вынужден смотреть и изучать другие инструкции.

 

Соответственно, одно дело если Закон о внутренней миграции и Положение дает возможность хотя бы частично зарегистрироваться, то обеспечительных механизмов нет.

 

Примечательно, что в 2012 году при внесении изменений в Положение о внутренней миграции функция регистрации была передана Государственной регистрационной службе (ГРС КР). Эта система достаточно прозрачно работает , это правоохранительная структура. Однако и здесь появляется сложность в том, что у ГРС нет возможности проводить выездные регистрации. В организации закреплен сотрудник который занимается оформлением. Внутренний мигрант может пройти процедуру регистрации по месту пребывания, только при условии личного визита в ГРС. На деле получается так, что если внутренний мигрант в силу разных причин не может посетить ГРС, то он и не пройдет регистрацию. У сотрудника ведомства нет полномочий и возможности ходить в места массового проживания внутренних мигрантов и проводить массовую регистрацию. Государство, принимая такие решения, также не продумало обеспечительный механизм проведения этой работы.

 

 

Незнание не освобождает от ответственности

 

На деле получается, что для того, чтобы гражданин при переезде из одного населенного пункта в другой не созданы условия для прохождения временной регистрации. Нет мотивирующих действий. Однако продуманы карательные механизмы.

Так, в статье 84 статья Административного кодекса КР из-за отсутствия регистрации предусматривается штраф в размере  0,5% расчетных показателей.

 

При приеме на работу, согласно Статье 387 Административного кодекса КР, при приеме на работу без регистрации влечет наложением штрафа в размере 3х расчетных показателей. То есть карательные меры есть, хотя можно было бы найти какое-то решения, при котором можно было бы назначать какие-то льготы или другие бонусы для внутренних мигрантов, прошедших временную регистрацию при оформлении на работу. В настоящее время создано довольно много проблем и бюрократических сложностей для внутреннего мигранта при оформлении временной регистрации, поэтому люди не заинтересованы самостоятельно добровольно оформлять данную регистрацию, нет мотивации. Но и с другой стороны, мы не можем игнорировать необходимость регистрации. А на деле получается, что за отсутствием регистрации все те, кто не имеет временную регистрацию, будут оштрафованы. Этот вопрос не продуман, люди переезжают в большие города из села в поисках возможности улучшить свои жилищные условия, иметь хорошую работу, а регистрация или штрафы  из-за ее отсутствия это дополнительная нагрузка.

 

С другой стороны, в Положении о регистрации внутренних мигрантов в пункте 9 есть ссылка на Закон, в котором говориться «что каждый гражданин обязан зарегистрироваться». Дальше смотрим обязанности гражданина, там есть два требования: чтобы встать на регистрационный учет, человек должен заполнить Заявление в установленной форме, далее предъявить паспорт или замещающий документ удостоверяющий личность. Однако, если изучить бланк «Заявление» (Форма 2), то там есть третье требование -  подпись лица, предоставившего жилплощадь , жилое помещение. О чем это говорит? Это противоречит законным положениям, в случае отсутствия подписи хозяина помещения, где проживает внутренний мигрант, это является возможностью для отказа в оформлении временной регистрации.

 

Внутренний мигрант, пришел в ГРС, прочитал Закон о внутренней миграции, прочитал Положение о регистрации внутренних мигрантов. Потом заполнил и подал Заявление о регистрации внутреннего мигранта, предоставил паспорт. Но регистрирующий орган может отказать в регистрации из-за отсутствия подписи хозяина помещения, где будет проживать внутренний мигрант.

 

Получается так, что надо либо менять бланк Заявления, либо менять Закон о внутренней миграции, чтобы упростить этот момент. Очень много дублирующих либо противоречащих инструкций, приказов. Эти механизмы не проработаны.

 

При встречах и беседах с начальником Центра обслуживания населения г.Ош Рината Алиева был сделан уклон на работу Единого реестра граждан. Например, на западе давно существует электронная система, где имеются все данные и информация на каждого гражданина. Это едина база данных, где  есть информация о человеке, его персональные данные, семейное положение, владение недвижимостью, штрафы, кредитные задолженности, состояние здоровья.  Так система Единого реестра, которая разрабатывается в Кыргызстане пока только идет к этому. Сейчас уже можно получить информацию от ЗАГСа, ГАИ, ГРС, недвижимость и другое.

Если Единый реестр полноценно заработает, то это даст возможность ставить на регистрационный учет в более упрощенной форме и все передвижения внутреннего мигранта будут в электронной базе. Но, к сожалению, пока эти механизмы только прорабатываются, и регистрация внутренних мигрантов проводится по старой схеме с использованием бумажных бланков, очередями в ГРС. Сейчас, реализованных на начальном этапе единых реестров базы данных нет. Над этим государству и различным службам нужно работать и найти оптимальный механизм деятельности.